Система рефинансирования банковского сектора: цели и направления развития
Рефинансирование банков — один из основных инструментов пре¬доставления дополнительной ликвидности банковской системе.
Под рефинансированием центральным банком коммерческих бан¬ков понимают предоставление им заимствований, когда банки исчерпали свои ресурсы или не имеют возможности пополнить их из других источников. Процесс рефинансирования состоит в вос^ становлении портфеля собственных ресурсов коммерческих банков и средств, вложенных в кругооборот капитала предприятий раз¬личных отраслей народного хозяйства.
Кредиты рефинансирования выдаются, как правило, только устой¬чивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности. Выполняя функцию рефинансирования, Центральный Банк России в соответствии со статьями 4 и 40 Федерального закона «О Цен¬тральном банке Российской Федерации (Банке России)» выступает в качестве кредитора последней инстанции или банка банков.
Кредиты рефинансирования классифицируют в зависимости от:
• формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);
• методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предостав¬ляемые путем проведения аукционов);
• сроков предоставления (среднесрочные - на 3-4 месяца и кратко¬срочные - на 1 или несколько дней);
• целевого характера (корректирующие кредиты и продленные се¬зонные кредиты).
Механизмы рефинансирования служат для коммерческих банков в качестве последних инструментов регулирования их ликвидности. Банки вынуждены обращаться к рефинансированию, когда исчер¬паны возможности увеличения ликвидности на межбанковском и открытом рынках, и тогда Центральный банк становится кредито¬ром последней инстанции.
Практикой центральных банков зарубежных стран установлено, что эффективным механизм регулирования ликвидности банков может быть только при установлении по кредитам рефинансирования и депозитам штрафных процентных ставок: самых низких при депо¬нировании средств (соответствующих самому низкому уровню про¬центных ставок по депозитам денежного рынка) и самых высоких — при кредитовании банков (соответствующих максимальному уровню по отношению к ставкам денежного рынка). Это позволяет цен¬тральному банку избежать роли брокера межбанковского рынка.
Рефинансовые механизмы в зарубежных странах имеют относи¬тельно короткий срок. Долгосрочные операции нарушают принцип оперативного, гибкого управления ликвидностью. На длительные сроки банки привлекают средства на открытом рынке.
Значение операций рефинансирования в экономически развитых странах постепенно снижается с развитием денежных и финансо¬вых рынков. Высокая стоимость ломбардных кредитов и развитие рынков ценных бумаг привели к тому, что с 80-х годов значение ломбардных кредитов в большинстве европейских стран практиче¬ски сведено к нулю. Не изменится их роль и с созданием Европей¬ского Центрального банка. Они используются только в исключи¬тельных случаях малым числом банков для краткосрочного регули¬рования банковской ликвидности на срок в несколько дней, как правило, в конце года.
Формы рефинансирования, применяемые Банком России в 90-е годы
Формы рефинансирования, применяемые Банком России в 90-е годы, изменялись в соответствии с целями проводимой денежно-кредитной политики и степенью развития рыночных методов регу¬лирования экономики.
В начале 90-х годов Банк России осуществлял прямое рефинанси¬рование коммерческих банков, т.е. выдавал прямые кредиты из централизованных ресурсов по мере поступления заявок от ком¬мерческих банков. Основными целями предоставления подобных кредитов являлись: финансирование сельского хозяйства, топлив¬но-энергетического комплекса, завоза товаров в районы Крайнего Севера, а также выполнение важнейших государственных меро¬приятий.
Начиная с 1995 г., Центральный банк прекратил прямое кредитова¬ние коммерческих банков из централизованных источников, причи¬ной чего стало образование огромной непогашенной задолженности по централизованным кредитам. В связи с отсутствием возможности у кредитуемых отраслей погасить задолженность, она была пере¬оформлена по состоянию на 1 апреля 1995 г. в долг Министерству финансов Российской Федерации. На сумму задолженности были выпущены векселя со сроком погашения в течение 10 лет, начиная с 1998 г., из расчета 10% годовых. Идя навстречу просьбам многих коммерческих банков о досрочном выкупе векселей, Банк России скупил основную их часть. Векселя Министерства финансов Россий¬ской Федерации составляют часть государственного внутреннего долга, которая на 1.10.98 г. оценивается в 25,0 млрд. рублей.
Следующим этапом развития рефинансирования стало использование с 1995 г. по май 1996 г. рыночного по форме способа рефинанси¬рования — кредитных аукционов при распределении централизован¬ных ресурсов. Всего состоялось 28 аукционов, последний из них был проведен в апреле 1996 г. Кредиты выдавались по решению Пра¬вительственной комиссии по вопросам кредитной политики на срок 2 месяца без установления минимальной суммы. Аукционные креди¬ты, в отличие от прямых, погашались в основном своевременно.
Необходимость использования рыночных механизмов рефинансиро¬вания вызвала переход с апреля 1996 г. к регулированию ликвидно¬сти банков путем предоставления ломбардных кредитов, обеспечен¬ных залогом государственных ценных бумаг. Нормативной базой осуществления ломбардного кредитования стало Положение «О по¬рядке предоставления Банком России ломбардного кредита банкам» от 13 марта 1996 г. № 36.
За 1997 год Банком России было предоставлено ломбардных кредитов 210 банкам 44 регионов России на общую сумму 109,9 трлн. рублей. По сравнению с 1996 годом объем этих кредитов увеличился на 96,0 трлн. руб., или почти в восемь раз. Наиболее часто пользовались ломбардными кредитами банки Московского региона, которым пре¬доставлено около 80% от общего объема указанных кредитов. Актив¬но пользовались ломбардными кредитами банки Свердловской, Самарской и Кемеровской областей, Приморского края.
Похожие работы: